24 января 2025

2
Луиза
HR-менеджер

Кем устроиться на завод без опыта работы?

Кем устроиться на завод без опыта работы?

Несмотря на дефицит кадров, которые наблюдается практически на всех производственных предприятиях, многим претендентам на открытые вакансии отказывают в трудоустройстве. Выпускники колледжей и университетов, рассматривающие требования к соискателям, быстро теряют интерес к дальнейшему поиску.

Содержание

  1. Актуальность обучения работников без опыта на производстве
  2. Формирование профессиональных навыков
  3. Принципы обучения новичков
  4. Вопросы адаптации
  5. Программа «Производственная система»
  6. Особенности обучения на производстве
  7. Производственная безопасность
  8. Обучение офисных сотрудников
  9. Программа обучения экспертной оценке

Длинный список необходимых навыков и наличие опыта работы от года, от трех лет и более отбивают желание отправлять резюме. Правда, в последние годы снова появилось много предложений, где подчеркивается, что предприятие рассматривает кандидатов без опыта работы. Дело в том, что на крупных и успешных производствах действуют программы обучения и наставничества, благодаря которым ученик приобретает профессиональные знания и навыки. Новичку не надо переучиваться и приспосабливаться к новым условиям на заводе – все, что необходимо для эффективной работы, есть на предприятии.

Важно, чтобы у соискателя было желание развиваться и осваивать новые технологии, поэтому работа на заводе без опыта доступна большинству молодых людей, рассчитывающих на трудоустройство. Например, летом 2023 года на Горьковском автозаводе разработана и запущена новая программа для будущих наставников. В ее основу легли обновленная мотивационная политика и обучающие курсы для опытных сотрудников, желающих поделиться своими знаниями и навыками с молодежью. За первый год работы обновленной программы обучение по ней прошли 2550 заводчан, которые впоследствии подготовили более 6000 новых сотрудников.

Актуальность обучения работников без опыта на производстве


Если говорить коротко о результатах обучения сотрудников, не имеющих ранее никакого опыта работы, то следует выделить следующие преимущества:

Направления обучения

Результаты

Освоение новых технологий и методов под руководством опытного специалиста

Наставничество помогает рабочим адаптироваться к технологическому процессу, понять суть поставленных задач, принципы работы оборудования

Персональная ответственность

Рабочие, прошедшие полный цикл обучения на одном месте, лучше понимают важность качественного выполнения операций и серьезность последствий от допущенных ошибок

Нормы и правила эксплуатационной безопасности

Статика показывает, что на предприятиях, где рабочие проходят обучение по программам безопасности на производстве, количество несчастных случаев и травм уменьшается на 25%.

Производительность труда

Правильно обученный персонал работает эффективно, с высокой производительностью труда

Новые задачи и цели производства

Грамотно выстроенная система теоретического и практического обучения способствует быстрому освоению новых методов и технологий, а также помогает адаптироваться к динамично изменяющимся условиям рынка


Таким образом, обучение на производстве помогает подготовить кадры с нужной мотивацией, осознанием важности своей работы, стремлением совершенствовать труд и приумножать знания.

Формирование профессиональных навыков


На производственных предприятиях рабочие без опыта могут получить как основные, так и дополнительные специальности:

- электрогазосварщик;

- слесарь-ремонтник;

- оператор окрасочно-сушильной линии;

- термист,

- сменный рабочий;

- транспортировщик;

- слесарь ремонтной службы;

- охранник;

- специалист по штамповке деталей;

- водитель автопогрузчика;

- оператор станков с ЧПУ;

- станочник широкого профиля;

- специалист по закупкам;

- машинист крана;

- фрезеровщик;

- токарь.

Специальности на современных производственных комплексах получают в рамках разработанных систем дополнительного образования и профессиональных компетенций, а также заочно, обучаясь в специализированных учебных заведениях. Это далеко не полный перечень программ обучения, которые действуют на крупных предприятиях для работников без опыта и для тех, кто стремится повысить квалификацию. В список входят курсы иностранных языков, социальные и спортивные программы, культурно-массовые мероприятия, работа с партнерами.

Принципы обучения новичков


Сегодня принято говорить об актуальности и важности индивидуального подхода при обучении начинающих специалистов. Этот способ не всегда можно полностью реализовать, когда одновременно обучается 100–300 человек. Тем не менее, по мере возможности следует уделять время ученикам, у которых возникают трудности в процессе освоения материала (теоретического или практического).

Принципы эффективного обучения можно изложить следующим образом:

- Последовательное раскрытие тем, от простого к сложному. Не следует переходить к следующему этапу, если работник не полностью разобрался с предыдущим.

- Анализ эффективности программ обучения. Если работник без опыта медленно или плохо усваивает информацию, надо искать причины и устранять недостатки в обучающем процессе.

- Обратная связь с преподавателем и наставником. Ученик должен знать, к кому можно обратиться, чтобы при необходимости получить дополнительные разъяснения.

- Создание доступной и систематизированной базы учебного материала в компьютере.

- Освещение новостей деятельности предприятия. Рабочий должен знать о достижениях и важных событиях в компании. При таком подходе он быстрее почувствует себя частью коллектива.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы у работника возникла мотивация к постоянному развитию. Поощрение успехов работников без опыта является важнейшей составляющей кадровой политики.

Вопросы адаптации


В период кадрового голода руководству предприятий важно создавать максимально благоприятные условия для сотрудников. Это и достойная заработная плата, и обучение, и социальные программы, и корпоративный отдых. Но все перечисленное будет иметь значение, когда сотрудник вольется в коллектив и будет хорошо знать специфику рабочего процесса. А как заинтересовать и защитить от стрессов вчерашнего выпускника школы, который ровным счетом ничего не знает о своей будущей работе и обязанностях?

Адаптация персонала без опыта – важнейшая составляющая кадровой политики. На предприятиях, где огромную роль играет слаженность действия и четкость выполнения каждой рабочей операции, создание благоприятного психологического климата является принципиально важным моментом. Продуманные программы поддержки и обучения помогут ускорить процесс сближения новых сотрудников с коллективом и повысить удовлетворенность работой.

Программа «Производственная система»


Производственная система – главная программа крупного предприятия. Она охватывает несколько теоретических разделов и закрепление материала на практике. Рассмотрим пример:

Теория

Форма обучения

Практика

Знакомство с принципами системы, производственными понятиями, инструментами, оборудованием, критериями оценки, средствами измерения, целевых показателей.

Лекции, семинары, видеоуроки, групповое обсуждение, деловые игры, тренинги, дискуссии.

Симуляция производственного процесса, разработка стратегии задач и целей на рабочем месте, самостоятельное проведение расчетов по нагрузкам на оборудование, определение производственных потерь. Экскурсия по цехам, посещение эталонных рабочих мест, изучение цикла работы станков и линий.


В процессе обучения персонал усваивает принципы организации рабочих мест, задачи стандартизации, методы и подходы к решению проблем, систему защиты от ошибок Poka-Yoke (программа, помогающая избежать неточностей при выполнении рабочих операций) и другие направления. Сочетание теории с практикой повышает эффективность обучения.

После прохождения программного курса сотрудники получают представление о том, как работает эффективное предприятие, какие факторы необходимы для достижения высокой рентабельности производства, как рационально использовать ресурсы. Они положительно реагируют на мероприятия по охране труда, стремятся оперативно определять проблемы и разрабатывать методы их решения.

Особенности обучения на производстве


Стремительное развитие технологий и методов производства заставляет руководство предприятий разрабатывать обучающие программы для рабочих, мастеров, инженерного персонала. Один из новаторов в этой области – знаменитый Генри Форд, внедривший на автомобилестроительных заводах первые сборочные линии. Именно на его предприятиях была внедрена система обучения рабочих, которым предстояло освоить выполнение сборочных операций на конвейере. Инвестиции в обучение работников без опыта быстро окупились и дали закономерный результат: качественный уровень машин, выпущенных по новым технологиям, превосходил продукцию конкурентов. Эффективная производственная система много лет существует на заводах Toyota, а 20 лет назад она была внедрена и на Горьковском заводе. В ее основе – коллективная работа над улучшениями, рассмотрение всех идей по оптимизации, постоянный контроль качества продукции.

На металлообрабатывающих и машиностроительных заводах внедрены программы обучения востребованным профессиям. Это в первую очередь сварщики, слесари, токари, электромонтажники, электромонтеры, наладчики оборудования, литейщики, шихтовщики, операторы крановой техники. Предприятия также нуждаются в квалифицированных специалистах по кузнечным, штамповочным, сборочным работам.

Для обучения по каждой специальности непосредственно на предприятии составлена отдельная программа с определенным количеством часов. Время обучения (от 160 до 484 часов) зависит от вида специализации, опыта работы и квалификационного разряда. В рамках таких программ рабочие повышают квалификационный уровень, приобретают знания в области промышленной, пожарной, экологической безопасности.

Лучшей кузницей кадров для промышленных предприятий традиционно считаются корпоративные вузы. Они помогают обучать сотрудников без опыта и регулярно повышать их квалификацию во время работы на заводе. Например, Горьковский автозавод готовит персонал с помощью учебных программ Академии современных технологий (АСТА) имени А. Н. Моисеева. Около 80% преподавателей имеют опыт работы на предприятии, и здесь можно научиться практически всему – от работы с передовым оборудованием, включая роботов и ИИ, до основ программирования, цифрового этикета и развития критического мышления. Специальные тренинги доступны в удобном для каждого пользователя формате – прямо со смартфона можно учиться тайм-менеджменту и планированию, управлению эмоциями и деловой переписке.

Труд квалифицированного рабочего высоко ценился во все времена, а в наши дни эта тенденция еще больше укрепилась.

Производственная безопасность


Производственная безопасность – неотъемлемая составляющая современного предприятия. В это понятие входят защита имущества, жизни и здоровья работников, а также окружающей среды от воздействия вредных и опасных факторов, в том числе:

- огня и задымления;

- электрического тока;

- агрессивных химических веществ;

- обрушения конструкций;

- ядовитых газов;

- кинетической энергии машин;

- чрезмерного уровня шума и света.

Отдельные программы обучения правилам безопасности составлены для руководящих специалистов, офисных специалистов и обслуживающего персонала, при этом все работники должны знать правила оказания первой помощи работникам, получившим производственную травму.

Обеспечение комплексной безопасности на машиностроительном предприятии достигается путем распределения функций надзора между несколькими службами: газовой, энергетической, металлургической, химической, и другими структурами.

Обучение офисных сотрудников


На каждом предприятии создана своя структура управления и координации производственными процессами. В управленческом цикле принимают участие бухгалтерия, финансово-экономический и учетный отдел, служба материально-технического снабжения, IT подразделение и другие структуры.

Заявки о приеме на работу поступают от специалистов с разным уровнем подготовки. По факту, это все молодые специалисты без опыта работы. Данная категория сотрудников мотивирована и хорошо обучается, обладает базовыми теоретическими знаниями, нацелена на результат. Офисные работники молодого возраста быстро вливаются в коллектив, поддерживают корпоративную культуру, активно участвуют в презентациях и рекламных мероприятиях, проявляют творческие способности, продвигают новаторские идеи. Именно из этой среды вырастают топ-менеджеры, которые в конечном итоге обеспечивают эффективность работы крупных компаний и продвижения бизнеса.

Программа Soft Skills для административного звена производственного предприятия включает такие направления как обучение наставничеству, базовым управленческим и коммуникативным навыкам. Она представляет собой программу выработки универсальных личностных качеств, которые актуальны для представителей всех специальностей. Гибкие компетенции позволяют устанавливать взаимодействия с сотрудниками разных уровней подготовки, специализаций и возрастных категорий.

Работники руководящего звена, прошедший курс обучения по программам Soft Skills, приобретают ряд ценных навыков, в частности:

- умение понятно рассказывать, легко общаться с коллективом и убеждать сотрудников (эта компетенция позволяет донести до работников важность соблюдения правил техники безопасности, трудовых нормативов, производственных стандартов и т. д.);

- стремление постоянно учиться (в наши дни нельзя опираться только на те знания, которые были получены в период учебы в колледже и в вузе);

- стремление к творчеству (каждый работник предприятия должен подходить к рабочему процессу творчески, по возможности принимать участие в разработке производственных инструкций и других видов прикладной документации);

- умение сгладить спорные ситуации, найти компромиссное решение, не допустить внутренних конфликтов на предприятии.

Гибкость мышления позволяет специалистам оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся законы и нормы, адаптироваться к сложным ситуациям, защищаться от влияния стрессов и психологических перегрузок. Необходимые навыки работники получают на тренингах, в деловых играх, во время дискуссий и мозговых штурмов.

Обучающие программы постоянно модернизируются с учетом новых задач и целей, которые ставит предприятие перед коллективом.

Программа обучения экспертной оценке


Школы обучения, созданные при машиностроительных заводах, разрабатывают актуальные программы, на базе которых приобретают компетенции специалисты. Одно из важнейших направлений – проведение экспертной оценки продукции, качества производства и управления. В программу включается изучения нормативов и требований IATF к поставщикам технических компонентов, версии стандартов ISO 9000, основы проведения внутреннего аудита внутренних подразделений предприятия, руководства по перспективному планированию качества продукции, и другие направления.

Каждый, кто желает добиться высокого уровня в профессиональной сфере, может получить необходимые знания на Горьковском заводе, где разработана эффективная система обучения. Благодаря наставничеству и возможности посещать образовательные курсы, поэтому вчерашние выпускники школ постепенно приобретают нужные навыки и опыт. Рабочие расширяют кругозор, осваивают дополнительные специальности и становятся членами сплоченной команды.