Вакансии

15 мая 2020

«Черный апрель» российского автопрома

«Черный апрель» российского автопрома

По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), общее снижение объемов рынка в сегментах новых легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в апреле составило 72,4% (до 38,9 тыс. штук): продажи LCV «Группы ГАЗ» снизились на 58% (до 2,3 тыс. штук), группы Sollers - на 67,8%, УАЗ – на 75%. Глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель, слова которого приводит ТАСС, отметил, что это крупнейшее падение месячных продаж за всю историю собираемых ассоциацией статистических данных, «черный апрель» нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе - даже по их устойчивости.

На ситуацию кризиса автопроизводители реагируют введением сокращенного графика, а в некоторых случаях – остановкой конвейеров. Так, об уменьшении количества рабочих смен заявили санкт-петербургские заводы Hyundai и Nissan, при этом последний сообщил и о сокращении количества сотрудников. Приостанавливал конвейеры до 15 мая «АвтоВАЗ», который также не исключает перехода на 4-дневную рабочую неделю.

Но еще сложнее - ситуация в производстве коммерческой техники, где основными заказчиками являются предприятия малого и среднего бизнеса, многие из которых сегодня лишились доходов и не имеют возможности покупать автомобили. Из-за этого объем заказов Горьковского автозавода на апрель сократился на 70%, на май-июнь - на 85-90%. В таких условиях завод вынужден был перейти в апреле на 4-дневный режим работы после двухнедельного простоя, затем производство было приостановлена с 1 по 11 мая. Летом предприятие вернется к 4-дневной рабочей неделе: сокращенный график вводится с 19 июня по 18 декабря. Еще одна вынужденная мера – приостановка производства с 22 июня по 5 июля, когда сотрудники уйдут в оплачиваемый корпоративный отпуск, который обычно приходится на конец июля – начало августа. Кризис на ГАЗе усугубляется еще и ситуацией с санкциями – из-за этой нагрузки у компании нет резервов для того, чтобы нивелировать трудности, возникшие в результате пандемии.

«ГАЗ находится в двойном кризисе — из-за санкций и падения рынка, - говорит председатель рабочих советов «Группы ГАЗ» Евгений Морозов. - Мы бьемся за то, чтобы сохранить людей. У нас работают специалисты высочайшей квалификации. Если мы потеряем кадры, от российского автопрома ничего не останется. Сейчас, когда у нас нет заказа - в цепочке смежников под ударом находятся полмиллиона человек». 

Автопроизводители утверждают, что падение объемов производства по цепочке повлечет за собой кризис у поставщиков смежных отраслей и поставит на грань выживаемости дилерские центры. При этом заказчиком, который мог бы выровнять ситуацию, являются предприятия госсектора: эти поставки – могли бы стать адекватной экономической альтернативой компенсации простоев и выплате пособий по безработице.

«Мы с большой надеждой ожидаем старта антикризисных программ поддержки автопрома, принятых на совещании у Президента России, и очень надеемся, что у ГАЗа будет эта поддержка», - говорит Евгений Морозов.