8 февраля 2023

Команда дирекции по развитию ДКА под руководством Сергея Шелякова разработала новые методы обработки информации для анализа рынка спецтехники

За последние два года ПСТ и САЗ освоили выпуск 106 новых модификаций спецтехники

Начальник управления стратегического развития дирекции по развитию дивизиона «Коммерческие автомобили» (ДКА) Сергей Шеляков на ГАЗе 30 лет, последние 18 из них он занимается разработкой стратегических планов развития компании.

- С детства, как и многие автозаводские мальчишки, я хотел работать на ГАЗе, где всю жизнь трудились мои родители, - вспоминает Сергей Владимирович. - Особенно это желание усилилось после посещения в день открытых дверей УКЭР (ныне Объединенный инженерный центр). Я увидел такое, чего и представить себе не мог: опытный цех, лаборатории, участок, где делают деревянные и пластилиновые модели-прототипы, испытательные стенды - это был просто космос! С тех пор работа на ГАЗе стала моей мечтой, и она сбылась. Даже в самые трудные для страны времена я верил в будущее завода и рад, что связал с ним судьбу.

После окончания техникума в 1992 году С.Шеляков устроился слесарем-ремонтником в прессово-рамное производство.

- Хоть и не по специальности (я учился на программиста), зато на ГАЗе! - говорит он. - Практически все свободное время я посвящал получению новых знаний. Стал работать в сфере экономики и маркетинга в разных подразделениях завода, занимался автоматизацией процессов для планово-экономических служб, расчетом себестоимости новых продуктов, продвижением их на выставках. В 2005 году, получив высшее образование, возглавил управление стратегического развития, занялся анализом рынка и разработкой стратегических планов. Экономика мне интересна, потому что от нее зависит развитие компании.

С.Шеляков курирует инвестиционные проекты дивизиона, при его активном участии создавались новые ключевые продукты, в том числе «Газель NEXT» с дизельным и газовым двигателями, автобусы «Газель CITY», фургон «Соболь NN». Активно участвует он и в проектах по повышению эффективности бизнес-процессов, например, по автоматизации процедур формирования отчетности и подачи заявок на инвестиции.

Задача особой сложности

Несколько лет назад С.Шеляков возглавил масштабный проект по разработке алгоритма детальной обработки первичных баз данных регистрации транспортных средств для системного анализа рынка специальной автомобильной техники (САТ) в сегментах легких коммерческих (LCV) и среднетоннажных автомобилей (LDT). Конечная цель - определить наиболее перспективные направления развития производства этих продуктов.

- В последние годы на рынке возрос спрос на спецтехнику, поэтому было принято решение максимально расширять собственное производство различных модификаций на базе автомобилей ГАЗа, - пояснил С.Шеляков. - Чтобы определить наиболее востребованные рынком продукты, нужна всеобъемлющая и достоверная статистика.

С этим как раз были проблемы. Единый и всеохватывающий источник данных отсутствовал, необходимо было сопоставлять две базы данных - ГИБДД и базу одобрений типа транспортного средства в органах сертификации. Это очень трудоемкая работа, потребовалось создать справочники, таблицы, систему фильтров, блоки обработки данных для проверки правильности ввода записей.

спецтехника.jpg

Другой проблемой оказалось отсутствие общепринятой классификации САТ в силу специфичности и многообразия конструкций надстроек. Нет даже единых наименований спецавтомобилей. Команда С.Шелякова разработала собственную классификацию спецтехники.

В рамках инновационного проекта созданы и освоены новые методы обработки информации для анализа рыночной конъюнктуры.

- Разработка 13 классов и 50 подклассов САТ по основным критериям - наше ноу-хау, - гордится С.Шеляков. - Создание алгоритма обработки первичных баз данных методом расшифровки VIN (идентификационного номера автомобиля) с целью точного определения производителя и вида надстройки - еще одно. Сейчас мы перешли к следующему этапу - созданию и внедрению методологии детальной обработки данных с помощью разработанных систем справочников и классификаторов.

Результат - в росте

На основе системного анализа рынка САТ по шасси базовых автомобилей, производителям и видам надстроек теперь ежеквартально формируется детальный отчет для принятия решений о разработке и производстве новой техники.

- Алгоритм работы следующий: из огромного количества записей о регистрации транспортных средств сразу убираем то, что нам очевидно не нужно, например, легковые автомобили, - объясняет С.Шеляков. - У оставшихся расшифровываем символы VIN-кода и в итоге формируем рабочий массив данных по САТ в сегментах LCV и LDT. Разбиваем их на классы и подклассы, результаты сводим в отчет.

Полученная бизнес-аналитика легла в основу разработки стратегии развития производства спецтехники (ПСТ) АЗ «ГАЗ» и Саранского завода автосамосвалов (САЗ), она помогает своевременно создавать наиболее востребованные на рынке модели и модификации САТ. За 2021-2022 годы в ПСТ разработано и запущено в производство 76 модификаций фургонов (промтоварных, рефрижераторов и т. д.) на шасси «Газели NN», «Газели NEXT», «Газона NEXT», «Валдая NEXT», на САЗе - 19 моделей и 30 модификаций самосвалов, мусоровозов, автоэвакуаторов и другой спецтехники. Оба предприятия увеличили объемы выпуска и в полтора-два раза нарастили долю рынка САТ в сегментах LCV и LDT.

- Создание новых модификаций надстроек продолжается по мере появления новых моделей автомобилей, сейчас разрабатывается линейка фургонов на шасси «Соболя NN», - рассказывает С.Шеляков. - Требования потребителей все выше, им нужна техника большей вместимости, с улучшенными свойствами. Клиенты заказывают совершенно уникальные надстройки, например, европлатформы на шасси «Газели NN» - промтоварные фургоны с небольшим слоем утеплителя.

Разработанный алгоритм анализа сегмента спецтехники сейчас распространяется на рынок серийных коммерческих автомобилей и автобусов. За успешный проект С.Шеляков стал лауреатом премии президента «Группы ГАЗ» в номинации «За повышение эффективности компании». В ней состязаются представители самых разных направлений, а определяющим достижением является полученный финансовый результат.

- При создании любого нового продукта нас сразу спрашивают: какую спецтехнику можно выпускать на его базе? - говорит С.Шеляков. - Мы смотрим, какие надстройки сейчас наиболее востребованы, а потом решаем, целесообразно ли их делать у нас. Своевременные и верные решения дают компании дополнительный доход.

Сергей Целибеев

Другие новости