Вакансии

11 ноября 2020

Команды робототехнического объединения «Группы ГАЗ» заняли призовые места на Всероссийском фестивале «Робофест», организованного Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело»

Команды робототехнического объединения «Группы ГАЗ» заняли призовые места на Всероссийском фестивале «Робофест», организованного Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело»

По масштабности «Робофест» входит в число крупнейших мировых соревнований наряду с первенствами Китая и Японии, а также американскими FIRST Robotics Competition, VEX Robotics и RoboGames 

В этот раз на фестивале многое было впервые: участники представляли свои проекты с помощью веб-технологий, команды управляли из своего города роботами, находящимися в Москве, а модели рассматривали на экране, но их нельзя было подержать в руках… XII всероссийский технологический фестиваль «Робофест» в 2020 году стал первым в своей истории, состоявшимся в онлайн-формате.

«Робофест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире технологических фестивалей для участников от 6 до 26 лет, который организует и проводит Фонд «Вольное Дело». За эти годы программа «Робототехника», инициированная промышленником Олегом Дерипаской, стала путевкой в жизнь для тысяч мальчишек и девчонок из разных регионов страны. И в этом главная цель программы – со школьной скамьи формировать инженерное мышление у будущих сотрудников ведущих промышленных предприятий России. Кстати, многие из них уже давно и успешно работают на предприятиях «Группы ГАЗ» - генерального партнера фестиваля.

робофест-13.jpg

В этом году «Робофест» объединил 5 тысяч школьников и студентов из 4 стран и 65 российских регионов. Соревнования проходили по 12 направлениям, в числе которых — полеты дронов, лего-конструирование, заезды автомобилей-беспилотников, танцевальные турниры роботов-андроидов, состязания эко-роботов.

Нижегородскую площадку «Группы ГАЗ» представляли команды детского объединения робототехники: в направлении AutoNet 14+ - команда «19_32», в направлении EcoNet 10+ - команды «ГАЗ_PROFI» и «ГАЗ_STARS».

AutoNet и EcoNet - соревновательные направления с одним форматом: ребята должны были в режиме видеоконференции представить и защитить конструкцию своего робота, а затем принять участие в «Играх роботов» - для этого им предстояло удаленно запрограммировать базовую конструкцию, находящуюся на игровом поле в Москве, после чего проходили зачетные заезды.

робофест-14.jpg

AutoNet - это технологии беспилотного движения в городской среде. Согласно конкурсному заданию, робот должен двигаться по полю - макету города - распознавать дорожные знаки, светофоры, номера домов и перевозить определенные грузы. Команда «19_32» сконструировала своего робота в виде универсальной платформы, оснащенной сенсорами для распознавания дорожной разметки и знаков. Призовое, второе место ребята заняли в номинации «Инженерная книга».

- Задания в AutoNet каждый год становятся сложнее, - рассказывает ведущий инженер-конструктор ОИЦ нижегородской площадки «Группы ГАЗ», федеральный судья «Робофеста» Дмитрий Данилин. – В этом году поле для демонстрации возможностей робота стало больше, нужно было выполнить несколько задач, например, приехать в заданную точку, получить определенный груз… Что касается соревновательной части, то в этом году участники писали программу для стандартизированной конструкции и проверяли ее.

EcoNet – направление, связанное с экологией и переработкой отходов. Участникам предлагалось создать роботов, которые могли бы с движущегося мусорного конвейера захватывать объекты, распознавать и сортировать их. Автозаводские команды представили модели в виде промышленных манипуляторов, применяемых на реальном производстве.

робофест-12.jpg

- На нашем роботе были установлены разные датчики, - говорит Никита Яшин, участник команды «ГАЗ_PROFI», занявшей второе место в защите конструкции робота и третье место в «Играх роботов». – Ультразвуковой - определяет наличие детали на конвейере, а датчик цвета сигнализирует – подходит нам предмет или нет. Если подходит, то робот забрасывает его на верхний уровень двухъярусного контейнера. Программировать базовую конструкцию было легко: она не очень отличалась от той, которую создали мы. Самое сложное для меня было – датчик цвета. Но поскольку в нашем роботе он уже был, я просто взял фрагмент программы, которую мы уже написали.

- Изюминка этого этапа – в отладке программы, - комментирует задачу  руководитель филиала АНО НМЦ "Школа нового поколения" Людмила Федосова. - Если после того как программу загрузили в конструкцию, она работает не так, то, надо понять, почему. А для этого - получить обратную связь от человека на площадке: задать вопросы судье, посмотреть на камеры, попросить поменять ракурс или показать объект с другой стороны. В отличие от своего робота, тут ничего не потрогаешь руками. 

робофест-15.jpg

- На заездах у нас была модель толкача, - сообщил Всеволод Красков из «ГАЗ_PROFI», - она проще, чем робот, сконструированный нами. Если бы не карантин, мы бы поехали с ним в Москву и набрали больше баллов, потому что в нашем роботе все было очень хорошо отработано.

Робототехника помогает школьникам и студентам почувствовать себя настоящими конструкторами, прикоснувшись к реальным проектам промышленных предприятий. Задачи по автомобилестроению, которые решали участники направления «Инженерный проект» были разработаны «Группой ГАЗ» в сферах ADAS, систем вентиляции транспортных средств, мультимедийных систем, разработки полигона для испытаний, разработки электромобиля, роботизированной системы управления любым транспортным средством.

робофест-11.jpg

- Больше всего мне запомнился проект команды из Волгограда, разработавшей систему контроля микроклимата для салона автобусов с зональным регулированием, - говорит Дмитрий Данилин. - У них была действующая модель, сделанная на хорошем уровне, за нее они получили высокие балы.

Еще один проект, заинтересовавший специалистов «Группы ГАЗ», - автоматическая мобильная платформа для перевозки грузов, выполненный ростовской командой WayBot Logistic.

Проекты, начатые на «Робофесте» могут получить свое продолжение и после фестиваля: предприятия, разработавшие задания, потом взаимодействуют с командами, предложившими наиболее интересные решения. Например, «Группа ГАЗ» уже привлекала победителей к работе над созданием автомобилей-беспилотников на базе «ГАЗели NEXT».

- Соревнования прошли необычно и для судей, и для детей во многом из-за нового формата, - подводит итоги Людмила Федосова. – Детям пришлось освоить способ удаленного общения и перестроить взаимоотношения в команде. Было много технических моментов, которые приходилось учитывать: насколько быстро ребята могут корректировать свою работу, правильно задать вопрос судьям, ориентироваться по камерам, насколько они коммуникабельны для онлайн-режима. Это были новые компетенции, которые не оценивались, но серьезно влияли на конечный результат.

- Программа «Робототехника» создает условия для развития технических навыков у детей со школьного возраста, - рассказывает главный специалист департамента развития персонала, координатор образовательных программ «Группы ГАЗ» Надежда Глуменкова. – Ребята получают новые знания, опыт работы в команде. У них развивается интерес к точным наукам, они начинают понимать реальные задачи, стоящие перед нашей компанией. Многие юные изобретатели впоследствии поступают в ведущие технические вузы страны, а потом возвращаются на ГАЗ уже в качестве сотрудников.

Первый виртуальный «Робофест» завершился успешно: как признавались участники, по своему азарту и накалу страстей нисколько не уступил предыдущим состязаниям.