7 июня 2023

Второе занятие для школьников прошло в рамках проекта «Познавательная среда»

Второе занятие для школьников прошло в рамках проекта «Познавательная среда»

Ранняя профориентация - важная часть стратегии воспитания инженерных кадров Горьковского автозавода

Здесь школьники имеют уникальную возможность пообщаться с людьми, достигшими успеха в своем деле, получить не только техническую информацию, но и ознакомиться с личным опытом сотрудников ГАЗа, увидеть путь в профессию не только с формальной стороны - «школа - институт - работа», но и узнать, с каких простых действий начинаются большие достижения.

Второе занятие проекта провел директор по производственному инжинирингу Объединенного инженерного центра Владимир Коровин совместно с коллегами Иваном Кладовым и Софией Мокеевой.

Будущие инженеры, увлеченные созданием автомобилей, не всегда задумываются, что разработать хорошую модель - это только одна часть задачи. Вторая, не менее важная и масштабная, заключается в том, чтобы эту машину произвести. Для этого нужно создать оптимальные (технологичные) конструкции деталей и обеспечить их беспрепятственную собираемость на сборочных линиях. Это и есть основная задача технологов в подразделении производственного инжиниринга.

Начинается работа одновременно с проектированием автомобиля. Для того чтобы узнать, как на имеющемся оборудовании будут работать новые процессы, специалисты используют математическое моделирование. Одновременно рассчитывается и себестоимость продукта, которая во многом определяется выбранными материалами и трудоемкостью заложенного технологического процесса. Специалисты по инжинирингу знают, что производство должно быть не только технически совершенным, но еще и экономически эффективным. Именно на начальном этапе закладываются качество и цена будущего автомобиля.

- Есть математический пакет, с помощью которого мы можем моделировать процесс формообразования штампованных деталей. Разработав модель технологического перехода, задав характеристики материала и параметры оборудования, мы видим, какая получается деталь: сможет ли она отформоваться так, как задумал инженер, или необходимо внести изменения. Программа нам это показывает, - рассказывает о процессе штамповки Иван Кладов.

Для моделирования сборочных процессов создаются «виртуальные производства», полностью повторяющие реальные процессы, которые будут освоены в будущем. На экране школьникам показали процесс, разработанный на компьютере, а рядом - его же, но в условиях реального производства.

Познавательная среда-2-1.jpg

Конечно, рассказать просто о сложном может и преподаватель. Но он в конечном итоге всего лишь ответит на вопрос «Как это делается?». Передать увлеченность процессом может только тот, кто делает сам.

- Мы начинаем работать над проектом с нуля, потом на наших глазах появляется конструкция, а через определенный период новые автомобили выходят на дороги городов, - говорит Владимир Коровин. - Это становится возможным в том числе и благодаря труду технологов нашего подразделения. Мне нравится создавать автомобили, внедрять новые технологии и материалы, за это я и люблю свою работу.

Еще один увлеченный человек из коллег Владимира Александровича - руководитель направления София Мокеева. Она рассказала, как специалисты по инжинирингу изготавливают прототипы деталей из пластмасс с помощью технологий 3D-печати. Пожалуй, трудно будет найти другого человека, который так любит пластики, как София Васильевна. Она убеждена, что если убрать из нашей жизни полимеры и композиты, то человечество снова окажется в каменном веке, потому что не будет ни мебели, ни одежды, ни техники - ничего. И, конечно, в производстве машин они просто незаменимы: облегчают конструкцию, из них можно изготовить такие компоненты, которые невозможно выполнить из металла. Перечислять преимущества полимеров София Васильевна может так же бесконечно, как бесконечен и сам мир пластмасс. И школьники это оценили.

- Мне запомнилось, что из пластиков можно делать практически все, - рассказал после мероприятия ученик 6-го класса Даниил Бабин. - Я увлекаюсь лепкой из пластилина - модели различной техники у меня правдоподобно получаются, занимаюсь 3D-моделированием и авиамоделированием. Кем хочу быть, еще не решил, но меня больше интересует техническая направленность.

Моделированием Даниил занимается в Центре детского технического творчества «Юный автомобилист», некоторые воспитанники которого тоже присутствовали на занятии в Музее истории «ГАЗ».

Познавательная среда-2-2.jpg

- Меня впечатлило, что машины на ГАЗе сваривают роботы, - поделился впечатлениями восьмиклассник Андрей Зеленов. - Сейчас я увлекаюсь моделированием различной техники, и мне бы хотелось продолжать делать это в будущем.

Вопросы лекторам школьники задавали самые разные: можно ли создать кабину автомобиля полностью из пластика? можно ли всю работу по производству машин поручить роботам? появятся ли в скором времени на дорогах беспилотники? и т. д. Правильный ответ настоящего инженера на эти вопросы: «Да, на ГАЗе возможно все!». И специалисты по инжинирингу с этим, конечно, согласны, но все же уточнили, что сначала нужно ответить на главные вопросы: для кого? какой? и за сколько? Потому что продукт должен быть востребован потенциальными покупателями и выпускаться в достаточных объемах для обеспечения экономической целесообразности его производства.

- Информации было очень много, но все понятно, - рассказал семиклассник Даниил Золотов. - В этом году я смоделировал квадроцикл-амфибию. Думаю, он подойдет для сотрудников полиции, т. к. может передвигаться и по воде, и по суше.

- Сегодня дети увидели, как аддитивные технологии, которые мы с ними изучаем, работают в условиях реального производства, как проходит процесс от идеи до ее воплощения в конечном продукте. Это было очень полезно, - считает педагог дополнительного образования «Юного автомобилиста» Юлия Аникова. - Я уверена, что ребята после сегодняшней встречи задумаются о работе на ГАЗе.

Что же нужно для того, чтобы получить профессию технолога?

- Профилирующий вуз, который окончило большинство наших сотрудников, - НГТУ им. Р.Е.Алексеева, - сообщил Владимир Коровин. - Я учился по специальности «Обработка металлов давлением».

После института Владимир Александрович трудоустроился на ГАЗ, в центральную заводскую лабораторию штампованных деталей Технологического управления. Здесь проделал путь от инженера-технолога до главного технолога по подготовке производства. А в 2007 году, после организации Объединенного инженерного центра, перешел работать в подразделение производственного инжиниринга.

- На этом занятии я и мои коллеги хотели показать детям возможности, имеющиеся на Горьковском автозаводе, и вдохновить их на изучение точных наук, без знания, которых не разработать современные автомобили, - подвел итог В.Коровин.

Ольга Панова

Другие новости